Начнем, пожалуй, с «внешности». JCB 3CX Super, в отличие от своих грузных отечественных собратьев, больше напоминает не тяжелую специализированную технику, а игрушечный экскаватор: желтая блестящая краска, атермальные стекла кабины до самого днища, полностью прозрачные и сверкающие на солнце, крылья оригинальной формы из специального пластика, что позволяет им практически не пачкаться во время работы… Да и в целом, дизайн машины просто радует глаз.
Из «видимых» функциональных составляющих выделяются выхлопная труба из «нержавейки», совершенно не мешающая обзору, и покатый капот, также обеспечивающий отличную видимость и скрывающий в своих недрах мощный дизель Perkins на 96 л. с.
Кабина экскаватора-погрузчика
Водительское место JCB 3CX Super выглядит просто и стильно, все приборы легко читаются, а для управления грузовым оборудованием по бокам от кресла предусмотрены специальные джойстики. В особый восторг наших испытателей привели такие отличительные черты агрегатов:
- атермальное остекление по всему периметру;
- полная звукоизоляция от внешнего мира;
- обивка из мягкого пластика, напоминающая обшивку большинства отечественных авто;
- удобное кресло с большим, чем у стандартных Жигулей количеством регулировок;
- «мягкая» и «нескользкая» баранка с рукояткой для ускоренного вращения и возможностью регулировки по наклону и высоте.
- Все это дает ощущение того, что производитель максимально позаботился о комфорте оператора. Подумалось даже, что аренда экскаватора погрузчика в Москве может послужить не только рабочим моментом, но и некой «экскурсией» в мир забугорных строительных технологий.
Полный вперед!
Запуск электрооборудования и двигателя осуществляется при помощи ключа зажигания с функцией блокировки на случай, например, включенной передачи. Функционирующая машина обретает все признаки «серьезной» техники, однако еле слышный рокот двигателя в совокупности с отсутствием вибрации и привычных «хлопков» из выхлопной трубы навевают мысль об инновационных технологиях. Рычаг для переключения передач длинноват, зато мягкое перемещение, плавное нарастание усилия во время срабатывания синхронизатора, предупредительные сигналы и блокировки при несоблюдении правил эксплуатации с лихвой компенсируют это неудобство.
Габариты машины начинают чувствоваться уже после 5 минут работы. Зеркала заднего вида с великолепным обзором и невыносные телескопические аутригеры обеспечивают абсолютную уверенность при выполнении любых транспортных операций. Маневрировать можно 2мя способами: «колея в колею» или колесами передней оси. Режимы переключаются рычагом на передней панели. В первом из режимов руль реагирует на малейшие движения, что является несомненным достоинством при необходимости маневрировать в ограниченном пространстве, однако требует осторожности на высших передачах. Зато в режиме автомобильного движения траектория выдерживается совершенно без усилий, благодаря высокому передаточному отношению рулевого управления.
Что еще добавить? Дисковые маслопогруженные тормоза. Управление торможением осуществляется посредством двух педалей (по одной на борт). При выполнении транспортных операций педали взаимно фиксируются и снять агрегат с тормоза можно лишь их одновременным нажатием. Правда пользоваться педалями следует осторожно: даже минимальное усилие может вызвать блокировку колес. Но это уже дело привычки.
JCB 3CX Super: начинаем копать
Рабочим органом JCB 3CX Super при использовании его в качестве погрузчика является 6-операционный двухчелюстной ковш (вместимость 1 м3). Особенности устройства его позволяют работать как с сыпучими грузами, так и со всеми грунтами, относящимися к 1-3 категориям. Агрегат может работать в одном из двух режимов: «стандартном» либо «увеличенной мощности» (устанавливаются простым нажатием клавиши). Автоматическая опция ориентировки грузов позволяет без вмешательства водителя возвращать ковш в исходное положение.
Безукоризненная гидравлика, а также вполне «компьютерные» ощущения от работы с джойстиками позволяют осуществлять переход от операции к операции четко и мягко. В отличие от более совершенных версий, укомплектованных аксиально-поршневыми насосами, в испытываемом «Super» установлен шестеренный насос, практически аналогичный присутствующим в конструкции «Беларуси». Это немного отдаляет плавность работы системы от «совершенства», но делает ее более устойчивой к «стандартным» условиям отечественных строек.
Среди преимуществ работы машины в качестве экскаватора мы отметили:
- Очень вместительная кабина – можно, не поджимая ног, развернуться в кресле.
- Джойстики, посредством которых можно выполнить 4 операции одновременно.
- «Послушность» при выполнении всех команд и наличие блокировок при нажатии «не тех» рычагов, педалей и клавиш. Кстати, именно поэтому аренда экскаваторов погрузчиков данной модели выгодна тем, кто не имеет опыта работы с импортной техникой.
- Телескопическая рукоять, посредством которой можно копать дальше в полтора раза и существенно глубже.
- Обзорность. Мы уже упоминали боковых стеклах «во всю стену». Кроме этого кабина экскаватора имеет заднее окно, которое открывается внутрь кабины и убирается под потолок.
Окончив работу
Как правило, «сдача смены» сводится к осмотру машины, но в некоторых случаях нужно еще снять аккумулятор и запереть его в бытовке (ну такие уж у нас стройки). Так вот. Здесь это не нужно. Ящик для аккумулятора во многом напоминает бронированный сейф и снабжен английским (равно как и все запорные механизмы агрегата) замком. Как нам показалось сначала – это здорово, однако есть и «но»: на достаточно тяжелой крышке нет фиксатора, поэтому тот, кто рискнет снять батарею без помощника, вполне может остаться без рук.
Обслуживание и ремонт
Оказалось, что в этом плане машина неприхотлива: стандартные масленки на точках смазки, фирменные фильтры, удваивающие межсервисные интервалы, инструмент с обычными евроразмерами для ремонта.
Резюме
Мы не зря выбрали экскаватор-погрузчик JCB 3CX Super для своего автопарка. Нельзя сказать, что он слишком отличается от машин аналогичного класса, но, как и все британское, агрегат работает четко, слаженно, плавно и главное – эти характеристики сохраняются в сложных условиях «наших» строек, что часто и становится основным в выборе техники.